Пенсионерка Екатерина Николаевна пришла в банк, чтобы положить накопления под проценты. Женщина хотела открыть вклад, но вместо этого купила акции. Сотрудник банка убедил Екатерину Николаевну, что доходность от покупки акций гораздо выше, чем процент от депозита. По факту он навязал услугу. Через три месяца пенсионерка захотела забрать свои деньги. Она не знала, что для этого нужно продать акции, которые еще и упали в цене. Женщина ничего не заработала. При этом сняла меньше, чем изначально внесла. То, что сделал банковский работник, называется мисселинг. Он навязал более выгодную услугу для банка, не объяснив подробно детали клиенту.
Мисселинг: что это такое простыми словами
Мисселинг – это недобросовестная продажа услуги. Человека намеренно вводят в заблуждение, уговаривают выбрать нет тот продукт, за которым он пришел. Он может быть выгоден банку, но не выгоден клиенту.
На примере Екатерины Николаевны ясно, женщина хотела открыть вклад. Подсчитала доход с процента. Была уверена, что при необходимости заберет внесенные деньги полностью. При этом ее средства будут застрахованы. Вместо этого пенсионерка вложила накопления в акции, не имея представления об инвестировании. Акции упали в цене, при продаже женщина осталась в минусе. Об этих подводных камнях и о том, что ценные бумаги выгодно покупать на долгий срок, менеджер не сообщил. Все это называется мисселинг. Человеку настойчиво предлагают выбрать услугу, при этом намеренно не сообщают обо всех ее особенностях.
Типичные примеры мисселинга
Мисслелинг бывает в разных сферах, но чаще всего он встречается в банках.
Примеры мисслелинга:
-
вместо дебетовой, клиенту навязали кредитную карту;
-
вместо вклада предложили купить акции, облигации, оформить страховку.
-
клиент пришел заказать одну карту, вместо нее сотрудник банка уговорил взять другую. У нее выше кэшбек. Человек согласился. При этом ему не рассказали о платном обслуживании и о том, что кэшбек начисляется не деньгами, а бонусами. Фактически клиент выбрал менее выгодный для себя продукт.
По закону мисселинг не является мошенничеством. Тем не менее человек должен получить полную информацию о выбранном продукте. Поэтому такая практика считается не добросовестной.
Как не стать жертвой мисселинга
Если вы выбрали услугу, перед тем как заключить договор, внимательно прочитайте его. Там собрана полная информация о продукте.
В договоре должно быть прописано:
-
с кем заключается;
-
на каких условиях;
-
на какой срок;
-
что будет, если разорвать договор раньше срока.
Чтение договора может занять время. Чтобы внимательно все изучить, заберите его домой. Вы в спокойной обстановке сможете оценить выгоду продукта. Узнаете обо всех подводных камнях: скрытых комиссиях, платном обслуживании. Прочитаете отзывы, оцените статистику доходности за прошлые годы. И подумаете, точно ли вам это нужно. Вы примете взвешенное решение без давления менеджера. Если у вас возникнут вопросы, их решит звонок на горячую линию или визит в банк.
Самый главный совет: если вам навязывают услугу, но вы ничего в ней не понимаете, сначала разберитесь или не заключайте договор вовсе. К примеру, инвестирование. Сейчас из каждого утюга кричат, что вклады не выгодны. Их доходность не покрывает и половины инфляции. Лучше деньги инвестировать. При этом людям не объясняют риски: деньги не страхуются, доход непредсказуемый, при срочном расторжении можно вообще уйти в минус. Поэтому внимательно относитесь к своим сбережениям. Не вкладывайте их в продукты, в которых не разбираетесь. Внимательно читайте договор и не спешите принимать решение.