Появившаяся в начале 90-х годов прошлого века «всемирная паутина» менее чем за 25 лет стала основным медиа-ресурсом всего мира. Интернет занял важное место в торговле, и, если еще 5-10 лет назад торговые предприятия относились к сфере интернет торговли с определенной долей скептицизма, то сейчас даже самые крупные торговые компании не могут абстрагироваться от развития интернет магазинов. Более того, за последние три-четыре года стало очевидно, что интернет торговля – путь в будущее, тогда, как игнорирование последней – путь к провалу и банкротству. Хотя бы тот факт, что абсолютное большинство торговых предприятий создали и развивают интернет магазины, говорит о многом. Интернет торговля в РФ хоть и с опозданием, но – пришла.
Нужна помощь консалтинговой компании? 7 причин сотрудничать с Future Access:
- Вы хотите оставить конкурентов у себя за спиной.
- Вы хотите завоевать рынок и возможно даже не один и снимать сливки в виде высокой прибыли и множества клиентов!
- Вы хотите улучшить эффективность управления компанией.
- На нас вы можете переложить часть своих забот (аутсорсинг).
- Мы круглосуточно с вами!
- Стоимость наших услуг не испугает вас.
- У нас нет классификации клиентов на мелких и крупных. Мы одинаково внимательны к потребностям как юридических, так и физических лиц.
В рамках аналитической работы будут использованы данные статистического исследования компании PricewaterhouseCoopers, которая исследовала российский рынок на предмет возможностей и перспектив развития розничной торговли.
Цель данной работы – исследование особенностей потребительского поведения в России, а также обзор факторов, сдерживающих развитие интернет торговли. Кроме того, для большей наглядности описания ситуации на российском рынке будет проведено сравнение с рынками интернет торговли зарубежных стран.
Степень охвата интернет торговли в РФ
Прежде всего, необходимо описать степень охвата интернет торговли в РФ. По данным опроса компании PWHC 80% респондентов когда-либо совершали покупку в интернете. Однако стоит отметить, что этот показатель понижается с удалением от Москвы и Санкт-Петербурга. Чаще всего респонденты приобретали книги, компьютерную и бытовую технику. Стоит отметить, что в США первые позиции занимают продукты питания, тогда как в России лишь 15% опрошенных когда-либо приобретали продукты питания через интернет. Учитывая, что интернет торговля зародилась именно в штатах, вышеописанный факт иллюстрирует, как существенно изменилась сегментация рынка, пройдя через Европу в Россию.
Проблемы интернет-магазинов
Еще одним существенным вопросом, а также одной из наиболее существенных проблем является оплата товаров в интернет магазинах. Несмотря на то, что 60% респондентов предпочитают оплачивать покупку кредитной картой, уровень доверия к кредитным картам в целом в России довольно невелик. Особенно неохотно используют кредитные карты люди старше 50 лет. Таким образом, целевая аудитория существенно сокращается. Кроме того, решение данной проблемы невозможно локально, в данном случае вопрос стоит об общей тенденции и находится за пределами возможностей и компетенции интернет магазинов. Из этого следует, что данная проблема остается актуальной и ее решение требует времени и усилий государства.
Самой главной проблемой интернет торговли в России является недоверие к интернет магазинам и к качеству продукции. Одним из самых частых аргументов скептиков является невозможность «пощупать предмет, иначе ничего не понятно». Увы, данный аргумент звучит из уст потребителей очень часто (даже в рамках опроса 59% респондентов поставили данный аргумент на первое место) и не является сарказмом, а вполне устоявшимся стереотипом. Также люди часто сомневаются в качестве логистики и доставки товара, из чего вытекает следующий пункт – проблема возврата товара. Данная проблема зачастую является индивидуальным недостатком конкретных компаний, однако из-за их количества подрывается доверие ко всей отрасли. Кроме того, потребителей отталкивает время ожидания товара, а также ценовая надбавка за доставку.
Меры по повышению популярности интернет-магазина
В силу того, что отрасль интернет торговли является сравнительно молодой, комплекс мер по повышению популярности и, как следствие, продаж, располагается на глобальном уровне. Безусловно, на каждом отдельном предприятии можно и нужно разрабатывать индивидуальную стратегию, однако, лишь после развития рынка на глобальном уровне можно будет наблюдать резкий рывок всей отрасли.
Основная задача всех участников данного сегмента рынка розничной торговли – завоевание доверия потребителей. Кроме того, необходимо модифицировать сайты интернет магазинов таким образом, чтобы посетители могли легко сравнить цены. Последняя рекомендация не является столь глобальной, однако является общим местом в запросах целевой аудитории.
Социальные сети и сайт YouTube являются сравнительно новой рекламной площадкой, однако для интернет магазинов вряд ли можно придумать лучшее место размещения рекламы по соотношению цены и отдачи. Крупные поисковые системы разработали на своей базе специальные программы по размещению рекламы. Например, с помощью Яндекс Директ можно полностью контролировать количество, качество рекламы, а также мобильно увеличивать или снижать расходы на нее.
Таким образом, еще одним шагом на пути к успеху отрасли является подготовка специалистов по работе со вспомогательными направлениями интернет торговли. По данным опроса 45% респондентов обращают внимание, прежде всего, на результаты поисковых систем, что еще раз доказывает актуальность обучения кадров для работы с поисковыми системами. Практика показывает, что на данный момент очень трудно найти грамотных специалистов по интернет торговле, так как данный сегмент довольно новый, а специалисты по маркетингу просто не хотят вникать в суть нового сегмента и пытаются работать на интернет рынке, основываясь на опыте работы на реальных рынках.
Автор: Казачков Н. И.
Мы - профессиональная консалтинговая компания. Мы ЭКСПЕРТЫ в том, что мы делаем! Основные направления работы консалтинговой компании Future Access:
Оперативный консалтинг (автоматизация процессов управления предприятием);
Позвоните нам по телефону +7 (495) 768-83-56 и вы получите развернутую бесплатную консультацию по управлению маркетингом, а также сможете задать нам свои вопросы!