Контроль торговли в России

Торговля является основным средством товародвижения. При этом в настоящее время данный вид деятельности осуществляется в большинстве своем частным сектором, и государство (РФ), для того, чтобы удержать свое влияние на развитие торговли на прежнем уровне, утвердило единые правила для обмена товарами и услугами.

Фото - торговля

Нужно помощь консалтинговой компании? 7 причин сотрудничать с Future Access:

  1. Вы хотите оставить конкурентов у себя за спиной.
  2. Вы хотите завоевать рынок и возможно даже не один и снимать сливки в виде высокой прибыли и множества клиентов!
  3. Вы хотите улучшить эффективность управления компанией.
  4. На нас вы можете переложить часть своих забот (аутсорсинг).
  5. Мы круглосуточно с вами!
  6. Стоимость наших услуг не испугает вас.
  7. У нас нет классификации клиентов на мелких и крупных. Мы одинаково внимательны к потребностям как юридических, так и физических лиц.​

 

Госторгинспекция 

Непосредственный надзор за тем, чтобы объекты контроля соблюдали правила торговли (о ценообразовании, безопасности товаров и их качестве)   уполномочена осуществлять Госторгинспекция при Министерстве экономического развития и торговли РФ. Кроме вышеперечисленных задач, данный государственный орган обязан предотвращать поступление товаров, которые этим правилам не отвечают. К объектам, торговую деятельность которых Госторгинспекция должна контролировать, относят все учреждения в независимости от того, какой формой собственности они являются, а также все физические лица, которые занимаются производством или сбытом, то есть продавцы или изготовители. В структуру Госторгинспекции входят Департамент и его территориальные управления, а главным инспектором является глава Департамента. Полномочиями Департамента являются организация и контроль работы управлений; проверка документации предприятий торговли и выдача предписаний либо о снятии с производства или приостановке производства товаров, либо об обязанности выплатить штраф. Компетенцией территориальных инспекций является непосредственное проведение проверок.

Задачи для проверки инспекцией

  • качество продукции;
  • соблюдение норм по ведению торговой деятельности;
  • использование по назначению оборудования, необходимого для производства;

После этого они уполномочены принять меры по исправлению выявленных нарушений, исполнение которых обязательно для предприятий, продавцов или изготовителей товаров и обеспечить широкую огласку результатов.  Также территориальные инспекции рассматривают письма с жалобами о качестве товаров и о замеченных нарушениях в функционировании торговых учреждений.

Другими правами, которыми наделена Госторгинспекция являются:

  • беспрепятственный доступ на предъявленные к проверке организации, которые осуществляют торговую или промышленную деятельность;
  • проверка наличия сертификатов на реализацию определенного товара и любых других документов на их соответствие установленным правилам;
  • брать образцы для того, чтобы проверить качество производимой и сбываемой продукции;
  • выдавать заключения по требованию покупателя или продавца о качестве проверенной продукции.

 

Минпромторг

Логотип Минпромторг

Общее регулирование торговой деятельности является главной компетенцией Минторг России. Основной целью данного федерального органа является снабдить население товарами массового потребления так, чтобы удовлетворить его основные потребности на территории России, что включает в себя  защиту интересов потребителей посредством создания единых требований к торговле. Таким образом, деятельность Министерства Торговли заключается в том, чтобы не допускать продажу некачественной продукции, произведенной как на территории России, так и за рубежом; определить требования к технологии производства и к розничной торговле на национальном рынке; назначать проведение оптовых ярмарок по торговле товарами массового потребления; проводить мероприятия по качественному контролю продукции.

К контролю торговли в Российской Федерации относятся мероприятия по проверке товаров на их соответствие нормам, которые утверждены законом (согласно ФЗ № 134 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля»). Данные мероприятия осуществляются с применением экспертного и исследовательского методов, в результате которых выносится результат, включающий в себя обнаруженные нарушения. Следующим этапом является назначение мер по исправлению выявленных несоответствий.  

Федеральные законы, имеющие отношения к контролю торговли

Основным источниками регулирования торговой деятельности с 2009 года стал федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», однако вступление данного закона в силу не изменило базовые принципы организации функционирования торговых предприятий. В данном законе утверждается, что деятельность в сфере торговли регулируется Гражданским кодексом РФ, законом от 1992 года «О защите прав потребителей», другими законами и нормативными актами как федеральными, так и разработанными государственными органами субъектов Российской Федерации. Но до 2009 года в виду отсутствия другого закона, который бы включал в себя полную и комплексную информацию о регулировании отношений в сфере предпринимательства, происходило принятие множества нормативных актов, которые так или иначе касались вопроса о регламентировании торговой деятельности.

Таким образом, ФЗ-№381 заключает в себе нормы, которые необходимо выполнять при появлении в предпринимательстве двух типов отношений: отношений, которые касаются организации деятельности, и отношений, которые связаны с ее осуществлением. Несмотря на схожесть вышеперечисленных видов отношений в сфере торговли, разница между ними состоит в том, что организация торговой деятельности подразумевает действия по подготовке к её осуществлению (например покупка необходимого оборудования, планирование, получение лицензии и так далее), в то время как осуществление торговой деятельности – это непосредственно операции по координированию действий персонала; покупка или продажа товаров, услуг, сайтов или труда квалифицированных работников; уплата  налогов и премий в страховые организации и прочее.

Среди федеральных законов, которые регламентируют деятельность по организации деятельности в сфере предпринимательства, можно выделить закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Налоговый кодекс в двух частях от 1998 и 2000 года, закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Трудовой кодекс от 2001 года и другие.

К федеральным законам, которые связаны с осуществлением торговой деятельности, можно отнести в первую очередь закон «О техническом регулировании» от 2008 года. В дальнейшем принимались законы о техническом регулировании конкретных товаров, таких как лекарства, алкоголь, табак, соковая и молочная продукция.

В настоящее время также выделяют третью общую группу законов, которые относятся к обоим видам отношений в торговле, и к организации, и к её осуществлению. Базовым документом, который регулирует данный смешанный вид отношений является указ президента «О свободе торговли» и закон «О защите прав потребителей» от 1992 года со всеми положениями, которые он в себя включает.

Проверки исполнения закона о торговле осуществляются Федеральной антимонопольной службой. Последний мониторинг был проведен перед 2010 годом и показал, что из 10 000 договоров о поставке товаров и услуг в 7 000 были выявлены нарушения в связи с несоответствием договоров нормам, установленным в законе. Это в основном связано с тем, что договора до вступления в 2010 году нового закона на протяжении действия этих договоров никогда не менялись, а исключительно пролонгировались. Более того, ФАС обнаружил ошибки и в проектах договоров, что говорит о том, что предприниматели осознанно не стремятся осуществлять торговую деятельность легальным образом, в соответствии с существующими нормами и законами.

Санкции до настоящего времени не отличались строгостью, и компании, которые сознательно нарушали правила о ценовых ограничениях на производимые ими или сбываемые товары, зачастую получали от ФАС только рекомендации. Но в ближайшем будущем нарушения будут стоить предприятиям торговли в лучшем случае от 100 до 500 тысяч и в худшем до одного процента от ежемесячного товарооборота, в то время как сейчас ФАС использует штрафы в соответствии с законом «О защите конкуренции».

В большинстве случаев нарушения связаны с задержками уплаты денежных средств поставщикам (таких случаев насчитывается около 1 500). Кроме того, предприятия включают в договора расходы на проведение коммуникационной политики, издержки на доставку и замену бракованных изделий.

Автор: Петракова А.

 

 

Мы - профессиональная консалтинговая компания. Мы ЭКСПЕРТЫ в том, что мы делаем! Основные направления работы консалтинговой компании Future Access:

Cтратегический консалтинг;

Управленческий консалтинг;

Оперативный консалтинг (автоматизация процессов управления предприятием);

Управление и развитие продаж (консалтинг продаж);

Бизнес-тренинги (бизнес-обучение и консалтинг персонала).

Позвоните нам по телефону +7 (495) 768-83-56 и вы получите развернутую бесплатную консультацию по управлению маркетингом, а также сможете задать нам свои вопросы!