Контроль торговли в РФ

Тинькофф RU CPL

Понятие контроля торговли. Деятельность Министерства Торговли РФ

Торговля является основным средством товародвижения. Стоит отметить тот факт, что в настоящее время данный вид деятельности осуществляется в основном частным сектором. Как следствие Российская Федерация утвердило ряд правил по обмену товарами и услугами в целях удержания своего влияния на развитие торговли на прежнем уровне

В нашей стране существует Министерство Торговли РФ. Именно оно обладает необходимыми компетенциями для регулирования торговой деятельности. Приоритетной задачей данного федерального органа является снабжение населения товарами массового потребления таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения его основных потребностей на всей территории Российской Федерации. Это также  включает в себя  защиту интересов потребителей с помощью создания единых требований к торговле.

Таким образом, деятельность Министерства Торговли заключается в том, чтобы не допускать продажу некачественной и фальсифицированной продукции, произведенной как на территории России, так и за рубежом; определить требования к технологии производства и к розничной торговле на национальном рынке; назначать проведение оптовых ярмарок по торговле товарами массового потребления; проводить мероприятия по качественному контролю продукции.

К контролю торговли в Российской Федерации относятся мероприятия по проверке товаров на их соответствие нормам, которые утверждены законом (согласно ФЗ № 134 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля»). Данные мероприятия осуществляются с применением экспертного и исследовательского методов, в результате которых выносится результат, включающий в себя обнаруженные нарушения. Следующим этапом является назначение мер по исправлению выявленных несоответствий.  

Деятельность Государственной Торговой Инспекции РФ

Непосредственным надзором за тем, чтобы объекты контроля соблюдали правила торговли (о ценообразовании, безопасности товаров и их качестве)   уполномочена осуществлять Государственная торговая инспекция при Министерстве экономического развития и торговли РФ. Помимо задач, вышеизложенных, в обязанности данного государственного орган входит предотвращение поступления товаров, которые не отвечают данным правилам по тем или иным причинам.

К объектам, торговую деятельность которых Госторгинспекция должна контролировать, относят все учреждения в независимости от того, какой формой собственности они являются, а также все физические лица, которые занимаются производством или сбытом, то есть продавцы или изготовители.

Несколько слов о самой организации. В структуру Госторгинспекции входят Департамент и его территориальные управления, а главным инспектором является глава Департамента.

Полномочиями Департамента являются организация и контроль работы управлений; проверка документации предприятий торговли и выдача предписаний либо о снятии с производства или приостановке производства товаров, либо об обязанности выплатить штраф.

Компетенцией территориальных инспекций является непосредственное проведение проверок, задачами которых являются проверить:

  • соблюдение норм по ведению торговой деятельност;
  • качество продукции;
  • использование по назначению оборудования, необходимого для производства;

Затем территориальные инспекции обязаны принять необходимые меры по исправлению выявленных нарушений, исполнение которых обязательно для предприятий, продавцов или изготовителей товаров и обеспечить широкую огласку результатов. Также территориальные инспекции занимаются рассмотрением писем с жалобами о качестве товаров и о замеченных нарушениях в функционировании торговых учреждений.

Существуют иные права, которыми наделена Госторгинспекция являются:

  • сбор образцы для проверки качества производимой и сбываемой продукции;
  • выдача заключений по требованию покупателя или продавца о качестве проверенной продукции;
  • беспрепятственный доступ на предъявленные к проверке организации, которые осуществляют торговую или промышленную деятельность;
  • проверка наличия сертификатов на реализацию определенного товара и любых других документов на их соответствие установленным правилам.

Федеральные законы, регулирующие торговлю

В 2009 году появился основной источник регулирования торговой деятельности. Он получил название федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговои? деятельности в России?скои? Федерации». Не смотря на   вступление данного закона в силу, базовые принципы организации функционирования торговых предприятий не подверглись изменениям. В данном законе утверждается, что деятельность в сфере торговли регулируется Гражданским кодексом РФ, законом от 1992 года «О защите прав потребителей», другими законами и нормативными актами как федеральными, так и разработанными государственными органами субъектов Российской Федерации. Но до 2009 года имело место принятие различное множество нормативных актов, которые так или иначе касались вопроса о регламентировании торговой деятельности. Причиной принятие данный актов было отсутствие необходимого закона, который бы включал в себя полную и комплексную информацию о регулировании отношений в сфере предпринимательства.

 Необходимо подчеркнуть тот факт, что ФЗ-№381 заключает в себе нормы, которые необходимо выполнять при появлении в предпринимательстве двух типов отношений: которые касаются организации деятельности и которые связаны с ее осуществлением. Несмотря на схожесть вышеперечисленных видов отношений в сфере торговли, разница между ними состоит в том, что организация торговой деятельности подразумевает действия по подготовке к её осуществлению (например покупка необходимого оборудования, планирование, получение лицензии и так далее), в то время как осуществление торговой деятельности – это непосредственно операции по координированию действий персонала; покупка или продажа товаров, услуг, сайтов или труда квалифицированных работников; уплата  налогов и премий в страховые организации и прочее.

Среди числа федеральных законов, которые регламентируют деятельность по организации деятельности в сфере предпринимательства, можно выделить закон «О государственнои? регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателеи?», Налоговый кодекс в двух частях от 1998 и 2000 года, закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Трудовой кодекс от 2001 года и другие.

К федеральным законам, которые связаны с осуществлением торговой деятельности, можно отнести в первую очередь закон «О техническом регулировании» от 2008 года. В дальнейшем принимались законы о техническом регулировании конкретных товаров, таких как лекарства, алкоголь, табак, соковая и молочная продукция.

В настоящее время также выделяют третью общую группу законов, которые относятся к обоим видам отношений в торговле, и к организации, и к её осуществлению. Базовым документом, который регулирует данный смешанный вид отношений является указ президента «О свободе торговли» и закон «О защите прав потребителей» от 1992 года со всеми положениями, которые он в себя включает.

Проверки исполнения закона о торговле осуществляются Федеральной антимонопольной службой. Последний мониторинг был проведен перед 2010 годом и показал, что из 10 000 договоров о поставке товаров и услуг в 7 000 были выявлены нарушения в связи с несоответствием договоров нормам, установленным в законе. Это в основном связано с тем, что договора до вступления в 2010 году нового закона на протяжении действия этих договоров никогда не менялись, а исключительно пролонгировались. Более того, ФАС обнаружил ошибки и в проектах договоров, что говорит о том, что предприниматели осознанно не стремятся осуществлять торговую деятельность легальным образом, в соответствии с существующими нормами и законами.

Санкции до настоящего времени не отличались строгостью, и компании, которые сознательно нарушали правила о ценовых ограничениях на производимые ими или сбываемые товары, зачастую получали от ФАС только рекомендации. Но в ближайшем будущем нарушения будут стоить предприятиям торговли в лучшем случае от 100 до 500 тысяч и в худшем до одного процента от ежемесячного товарооборота, в то время как сейчас ФАС использует штрафы в соответствии с законом «О защите конкуренции».

В большинстве случаев нарушения связаны с задержками уплаты денежных средств поставщикам (таких случаев насчитывается около 1 500). Кроме того, предприятия включают в договора расходы на проведение коммуникационной политики, издержки на доставку и замену бракованных изделий.

Статистика торговли

В данном разделе будут представлены графики, описывающие различные статистические показатели торговли РФ. 

График № 1: «Внешняя торговля услугами РФ за период (2000-2012)»:

График - Внешняя торговля услугами РФ за период (2000-2012)

График №2: Доля продаж российских компаний через интернет в 2011 год.

График №2: Доля продаж российских компаний через интернет в 2011 год

Автор: Клюжин С.Д.

 

 

Мы - профессиональная консалтинговая компания. Мы ЭКСПЕРТЫ в том, что мы делаем! Основные направления работы консалтинговой компании Future Access:

Cтратегический консалтинг;

Управленческий консалтинг;

Оперативный консалтинг (автоматизация процессов управления предприятием);

Управление и развитие продаж (консалтинг продаж);

Бизнес-тренинги (бизнес-обучение и консалтинг персонала).

 

 

 

Тинькофф RU CPL