Методика - это алгоритм совокупность методов, приёмов, необходимых для проведения определённых действий (на которые мы нацелены). Понятие «методика» очень близко по значению к понятию «технология».
Инновация - это новшество, нововведение, способствующее качественному росту эффективности продукта (или процесса, услуги).
Из определений методики и инноваций можно заключить, что инновационная методика - это новаторская система приёмов, процедур, способствующих качественному росту эффективности какого-либо процесса.
Рассмотрим инновационную методику на примере обучения студентов. Так как в настоящее время требования к образовательной системе находятся на высочайшем уровне: подготавливать компетентных специалистов к работе (деятельности) в динамичном, быстрорастущем мире, способных анализировать и решать возникающие задачи,- она требует к себе особого подхода.
Образовательный процесс является сложным и многоаспектным.
Схема 1.
Схема 2.
Схема 3.
Поэтому инновационная методика обучения:
- Должна учитывать всю учебную и воспитательную работу при подготовке студентов;
- Необходимо переосмыслить практические и теоретические подходы обучения будущих специалистов;
- Должна быть осуществлена профессиональная подготовка преподавательского состава и разработаны новые технологии и методы преподавания.
В основе инновационных методик, используемых в процессе обучения, должны находиться интересы студентов, как будущих специалистов; необходимо учесть личностные и индивидуальные качества обучающихся. Следовательно необходимо применять инновационные методики преподавания с пониманием того, какой результат мы хотим получить.
Выделяют несколько инновационных методик обучения, которые представлены в схеме 4.
Схема 4.
Рассмотрим более подробно некоторые из вышеперечисленных методик.
В игровом подходе представлен широкий ассортимент различных игр:
- Деловые игры;
- Игры на аттестацию;
- Игры для снятия стресса и развития мышления;
- Игры для раскрытия творческого потенциала и т. д.
Главным достоинством данного подхода является разнообразие исходов, из которых необходимо выявить наиболее правильный и рациональный. Игровой подход широко применяется в высших учебных заведениях.
Факторный подход ориентирован на выявление обучающимся главной мысли во всём потоке фактов. Эту методику удобно использовать в теоретической части материала (лекции). К этой методике относятся:
- Драматизация событий- вводятся интересные подробности;
- Сюжетный рассказ и т. п.
Сейчас широко применятся креативный подход, который подразумевает доступ студентов к интернет- ресурсам. Данный подход нацелен на то, чтобы студент создал собственную образовательную траекторию, результатом которой послужит какой-то сугубо индивидуальный продукт образования.
Можно заметить, что существует достаточно большой выбор инновационных методик обучения. Это разнообразие подходов, в попытках уйти от парадигмы преподавания, можно привнести и отрицательный эффект: в этой многовариантности проведения лекций и семинаров студент может оказаться неспособным выявить суть проблемы. Следовательно каждый преподаватель должен учитывать специфику своей дисциплины.
Думаю, каждый осознаёт необходимость применения инновационных методик обучения. При современных объёмах информации невозможно применять старые методы. Система образования должна развиваться, чтобы соответствовать современному миру: готовить молодое (конкурентоспособное) поколение к трудовой деятельности в этом мире.
Автор: Романова О.
Мы - профессиональная консалтинговая компания. Мы ЭКСПЕРТЫ в том, что мы делаем! Основные направления работы консалтинговой компании Future Access:
Оперативный консалтинг (автоматизация процессов управления предприятием);