Стратегическое мышление

Тинькофф RU CPL

Стратегическое планирование – на пути к эффективности

Любое начинание, как в жизни, так и в бизнесе, основывается на понимании цели, для достижения которой, собственно, и была предпринята затея. Однако, «видеть цель, но не видеть препятствий» - истина, которая в современных высоко конкурентных условиях неминуемо приведет к гибели всего предприятия. «Знание – сила» - вот лозунг успешного бизнеса и знание это комплексное и разностороннее. Четкое виденье миссии фирмы, осознание сильных и слабых сторон, их роль в достижении поставленных целей и так далее и так далее – вот составляющие успешного мышления и воплощения намерений.

 

Разработка стратегии развития предприятия – ключ к успеху!

Разработка стратегии развития предприятияКак показывает практика, современный отечественный предприниматель мало заботится о вопросах дальнесрочной перспективы. Поточные моменты и весьма недальновидные планы – вот тот удел, на котором и строится хозяйственная деятельность большинства предприятий. Но, поспешите возразить вы, растет и развивается же российский бизнес! Сотни предпринимателей богатеют и процветают!

Ну что же, обратимся к беспристрастной статистике, а она гласит следующее: 80% предприятий (стартапов) терпят неудачу и закрываются уже в первые 3 года своей деятельности. 20% - согласитесь, не слишком радужная перспектива, ведь такие азартные игры с собственным бизнесом чреваты серьезными последствиями. Да и не каждое предприятие, из оставшихся 20%, настолько успешно, насколько рассчитывают его видеть сами зачинщики-бизнесмены.

Такая картина привела к тому, что на сегодняшний день только 4,3% россиян заняты своим бизнесом (данные подготовлены экспертами Babson College (США), London Business School, а также специалистами Санкт-Петербургского госуниверситета). И что еще печальнее: только 2% готовы или намереваются начать собственное дело.

Как же обосноваться и выигрывать на этом поприще? Как неустанно повышать эффективность деятельности предприятия, делая его все более успешным? Главный и однозначный ответ, который приходит на ум мне и подтверждается многолетним опытом тысяч предприятий по всему миру – это разработка стратегии развития предприятия.

Стратегическое мышление – это залог жизнеспособности и успешности предприятия. Не имея четкой стратегии и понимания того, что, как и зачем делать, превращает бизнес лишь в набор активов, отягощенных, к тому же, бременем обязательств. Стратегическое планирование являет собой разработку стратегии бизнеса на основании целой совокупности формализованных процедур, направленных, в первую очередь, на создание модели будущего компании, а также на формирование плана (программы) перехода из имеющегося состояния в ожидаемое (желаемое).

В результате проведенной работы, конкретный предприниматель получает вполне адекватное представление о том, какие существуют сильные и слабые стороны в его предприятии, и каким образом надо действовать (выходя из полученной информации), чтобы развиваться в направлении достижения максимальных возможностей, при этом успешно нивелируя угрозы, стоящие на пути.

 

Стратегическое мышление и специфика разработки стратегий развития

Поднимая тему стратегического планирования, естественным ожиданием является то, что через определенный отрезок времени компания не только продолжит осуществлять операционную деятельность, но и выйдет на стезю развития, то есть будет качественно преображаться. Что в данном случае подразумевается под «развитием» и «качественным преображением»? Возьмем самые доступные примеры из жизни: компания, изначально занимающаяся производством оборудования, выходит на новый уровень, развивая сеть, специализирующуюся на сервисном обслуживании. Либо (нередко, кстати, встречающаяся ситуация), когда успех ресторана становится толчком для развития целой сети. В большинстве своем подобные решения становятся результатом активных изменений на отраслевом рынке.

Стратегическое мышлениеПриступая к разработке стратегии развития предприятия, необходимо опираться на внутренние и внешние стимулы роста. Крайне важно располагать гибким (т.е. актуальным ко времени) набором знаний о среде, в которой существует и эволюционирует предприятие. Ведь не имея представления о конкурентах, тенденциях рынка, грядущих изменениях и т.д. невозможно построить эффективный план, а, следовательно, маловероятным будет повышение эффективности деятельности предприятия.

Таким образом, мы подошли к вопросу о том, с чего же начинать разработку стратегии развития и в какие этапы она должна осуществляться. Хочется сразу оговориться, что на то, насколько комплексным будет это занятие и как много времени займет, в значительной степени влияет размах деятельности самого предприятия. Так, разработка стратегических планов для масштабных корпораций не только занимает по несколько месяцев, но и требует привлечения экспертов, консультантов в данной области. Однако все же можно систематизировать и выделить основные этапы формирования оных:

  • формулирование целей и стратегических вопросов;
  • проведение стратегического анализа;
  • выбор одного из стратегических сценариев развития;
  • создание плана реализации выбранного сценария.

Конечно, данная схема уж очень обобщена, однако, все же дает представление о том, в каком направлении двигаться. Пролью немного света на то, что кроется за каждым из этих этапов.

Прежде, чем погрузиться в емкий процесс стратегического мышления, первый вопрос, который встает на пути – для кого же это делается в конечном итоге? Разрабатывается ли план для личного пользования или для внешнего агента (к примеру, инвестора)? Конечно же, ответ на этот вопрос ни в коем случае не должен повлиять на само содержание стратегии, однако он поможет правильно расставить акценты в подготовке и последующем представлении оной.

Приступая к формулированию целей, разумным будет остановиться на двух или трех, которые и послужат плацдармом для дальнейших стратегических действий предприятия. Кто и как формулирует цели на конкретном предприятии, в значительной степени зависит от того, каким образом построена управленческая модель. Некоторые энтузиасты даже прибегают к модели «всем дружным коллективом». К чему следует приготовиться с самого начала (независимо от того, на кого возложили данную работу) это то, что по мере проведения последующих этапов, а именно проведения стратегического анализа, вполне может оказаться, что некоторые из этих целей нежизнеспособны, и их необходимо пересмотреть.

Переходя к аналитическому этапу, предприятие в лице тех, кто руководит процессом разработки стратегии, должно понимать, что любое принятое решение, заданный путь шествия должны строго основываться на фактах (обоснованных, а не вымышленных!), тенденциях и реалистичных прогнозах. Сама стратегическая аналитика – понятие также комплексное, и требует поэтапной проработки:

  • изучение внутреннего ресурса, который послужит основой дальнейшего развития;
  • всесторонний анализ конъюнктуры рынка;
  • анализ структуры и деятельности аналоговых компаний;
  • прогноз развития конкретного рынка.

Следует сказать, что на этом этапе «спотыкаются» большинство фирм, закладывая ошибки стратегии повышения эффективности деятельности предприятия. Так, анализ внутреннего потенциала, микроклимата предприятия, зачастую оказывается предвзятым и необъективным. В то время как анализ внешней предприятию среды продуцирует большие объемы трудно применимой к делу информации. Ну а прогнозы и вовсе отходят от реальности ввиду крайней обобщенности.

Итак, «с трудом и с боем» мы все-таки дошли до этапа моделирования стратегических сценариев, которые, в идеале, должны описывать существенно разнящиеся пути развития предприятия. При этом говорить следует не о фантастических воздушных замках, а о конкурентных, реалистичных альтернативах, которые очертят перспективы и облегчат выбор итогового маршрута следования. Следует сказать, что для умудренного опытом профессионала данный этап представляется совершенно рудиментарным, так как люди сведущие уже по прошествии двух предыдущих этапов способны обозначить единственный жизнеспособный и наиболее целесообразный сценарий развития.  

Однако все же добавим несколько комментариев о специфике проработки данного этапа. Для того чтобы избежать ошибки при выборе, следует провести качественное сравнение имеющихся альтернатив. Эффективным шагом будет выделение группы показателей, которые в виде конкретных цифр и дадут почву для сравнения и вынесения вердикта (ключевые показатели эффективности). Но и прельщаться перспективами значительных выгод, спешить не стоит. На другую чашу весов следует вынести риски, сопровождающие каждый из сценариев и только потом принимать решение.

 

От стратегического мышления до реализации стратегического плана

Потратив массу времени, сил, перелопатив несметное количество информации, проанализировав возможные варианты, предприниматель наконец-то получает, то, ради чего, собственно, все и затевалось – стратегический план развития предприятия. Однако, как ни печально, но основная работа еще впереди. Для внедрения принятой схемы развития необходимо провести целый комплекс работ.

Для того чтобы достигнуть намеченных целей, компании необходимо действовать комплексно, смотря на развитие в долгосрочной перспективе через призму кратко-, средне- и долгосрочных целей.

Оперативное (годовое) планирование в разрезе долгосрочной стратегии развития должно подытоживаться соответствующими  детализированными показателями развития, ну а среднесрочное в данном аспекте – укрупненными финансовыми (индикативными).

 
повышение эффективности деятельности предприятия
 
Автор: Лебедев А.И.

 

 

Теги: разработка стратегии развития предприятия, повышение эффективности деятельности предприятия, стратегическое мышление

 

 

 

 

 

 

 

Мы - профессиональная консалтинговая компания. Мы ЭКСПЕРТЫ в том, что мы делаем! Основные направления работы консалтинговой компании Future Access:

Cтратегический консалтинг;

Управленческий консалтинг;

Оперативный консалтинг (автоматизация процессов управления предприятием);

Управление и развитие продаж (консалтинг продаж);

Бизнес-тренинги (бизнес-обучение и консалтинг персонала).

 

 

 

Тинькофф RU CPL